Наличники на окна своими руками
Строения и поделки из дерева занимают важное место в национальной культуре, сюда входит домашняя утварь, мебель, архитектурные элементы и так далее. Ведь обработка леса является одним из первых ремесел, которым овладел человек в древности. Деревянные наличники на окна – важный элемент сруба. Они служат не только неким декором, но и закрывают стыки, швы, мелкие недостатки. А вот затейливые, витиеватые узоры, украшающие их, несут глубокую смысловую нагрузку. В статье пойдет речь о том, как сделать наличники на окна своими руками.
История появления наличников на окна
Если фасад строения это лицо, то окна – его глаза. Ведь слово «наличник» с древнерусского языка звучит как «на лице».
Считается, что обычай украшать дома резными изделиями позаимствован у суеверных моряков. В те времена любой орнамент, отдельный элемент на корабле имел огромное значение.
Любому хозяину хочется обеспечить безопасность своего жилища и одним из способов защиты от внешнего мира того времени – охрана специальными знаками и заклинаниями. Изначально это были простейшие зарубки, примитивные фигуры: круги, треугольники, кресты. Таким образом, еще с глубокой древности человек пытался огородить свое жилище от злых духов, невзгод и природных стихий, наделяя символы магическими свойствами.
Со временем, простые знаки трансформировались в более сложные орнаменты. Эволюционировала и сама технология нанесения узоров. Формировались определенные правила их расположения на доме.
Изначально эти своеобразные обереги предназначались для окон и дверей, так как именно в данные проемы могла проникнуть нечистая сила. Намного позже ажурной резьбой стали отделывать и другие части строения – карнизы, фронтоны, конек, углы сруба, перила крылечек.
Значение некоторых узоров на наличниках
Несмотря на огромное разнообразие элементов в узорах, некоторые из них повторяются чаще. Стоит отметить, что подобные образы можно распознать и на вышивке. Для того чтобы родившееся дитя было здорово, семья крепка, женщина плодовита на полотенцах, сарафанах и косоворотках вышивались магические символы, прорисованные в узорах.
К сожалению, спустя столетия, изначальный смысл архаичных орнаментов утрачен и забыт. Поэтому прочитать заклинания, проникнуть в их смысл практически невозможно. Разгадать удалось лишь малую толику:
Крылья по большей части встречаются в верхней части наличников – по центру вертикально расположен овал, по краям которого находятся крылья. Они означают божество, его защищающую и бесконечную силу. Оперенный круг или солнце – знак беспрестанного путешествия Солнца по небосклону, где свет побеждает тьму.
Птица является хранительницей времени – прошлого, настоящего и будущего. По другим источникам, в птиц вселяется дух умершего человека и в таком виде предстают предки перед людьми. Таким образом, деревянная фигура пернатого оберегает жилище от бед.
Солнце связано с жизнью, энергией, мирозданием. Светило охраняет дом от внешних отрицательных воздействий, наполняет жилище умиротворением. Количество лучей также имеет большое значение. Доподлинно известно, что 4 луча означали огонь и домашний очаг.
Змея часто изображается на наличниках. Это хладнокровное пресмыкающееся связано с плодородием, землей, водной стихией. Также змея ассоциируется с обновлением, небесным огнем и, несомненно, мудростью.
Крест берет начало со времен язычества. Символ можно интерпретировать следующим образом – вертикальная линия означает духовное совершенство, а горизонтальная – материальные блага, таким образом, образуя гармонию между высшими и насущными потребностями. Также существует мнение, что крест указывает на стороны света, смену времен года, говоря о круговороте жизни и цикличности прохождения созвездий.
Травы, цвет. Диковинная растительность олицетворяет неразрывное единство людей с природой, то, что так прекрасно понимал и ценил человек в давние времена, но, увы – не мы.
Значение имело наличие так называемых сережек, вертикальных элементов на нижней планке наличника, которые говорили о гостеприимстве хозяев.
Сегодня резчики по крупицам собирают информацию, служащую базой для создания новых схем для наличников на окна. Мастера пытаются восстановить историческое наследие и привить ее нынешнему поколению. Стараются показать, как сочетается простота сруба с изяществом деревянных кружев.
Как деревянные наличники делали раньше
Считалось, что древесина даже после обработки сохраняла магические свойства. Поэтому у столяров существовали свои приметы и поверья. Например, для работы не годились одинокие деревья или растущие на заброшенных трактах и перекрестках.
Для каждой области был характерен свой узор и стиль оформления, свойственна собственная техника выполнения. В разных регионах столяры использовали определенный вид резьбы (глухую, скульптурную, накладную, прорезную). И чем дальше друг от друга находились города и села, тем очевиднее была разница.
С развитием средств коммуникации, орнаменты и методы изготовления начали активно «смешиваться», то есть рисунки присущие определенному району стали применяться и в других.
Многие удивительные образцы деревянной архитектуры в селе, деревне или старой части города и спустя век радуют своей глубиной, фантазией и мастерством ремесленников.
Как наличники на окна делают сейчас
Сегодня такое оконное украшение может быть выполнено не только из массива дерева, но и не совсем «природных» материалов: ПВХ, металла, фанеры, ламинированного МДФ.
Конечно, современные технологии позволяют изготовить изделие, воспроизводящее и текстуру, и фактуру дерева. К тому же, как и натуральный лес обладают весьма приличным сроком эксплуатации. Инновационные материалы дают возможность декорировать окна абсолютно любой формы, что, к сожалению, не доступно древесине.
Компании предлагают готовые решения для оконных проемов, здесь останется лишь задать нужные размеры. Но, тем не менее, многие фирмы работают с потребителем в индивидуальном порядке, где клиенту помогут подобрать орнамент по вкусу или с удовольствием изготовят данное украшение по его готовому эскизу.
Любителям настоящих материалов, тем, кто верит, что тепло и любовь человека передается древесине во время работы стоит обратиться в столярную мастерскую. Тут необходимо отметить, что цена такого наличника на окно весьма высока – от 5 000 руб.
Виды резьбы на оконных наличниках
Плосковыемчатая резьба
Основывается на прорезке линий по очертанию узора, рисунка. Как правило, такой прием редко используется самостоятельно. Орнамент дополняется клинообразными прорезами, рельефной резьбой или росписью, оживляющей общую композицию.
Ее можно распределить на два подвида:
геометрическая резьба заключается в выполнении прямых и изогнутых линий. Элементы носят ярко выраженный геометральный характер. Процесс заключен в следующем: нож-косяк устанавливается под уклоном к поверхности четко на начерченной линии и проводится по доске с нажимом. Такая манипуляция называется надрез. Подрез выполняется с противоположной стороны к надрезу. Несмотря на кажущуюся примитивность и на то, что для выполнения такого вида резьбы понадобится всего пара основных инструментов (нож со скошенным лезвием и стамеска в виде полумесяца), работа требует наличия определенных навыков. Стоит отметить, что огрехи здесь исправить будет сложнее;
контурная резьба – обрисовка изображения линией-выемкой. Для выполнения более сложного узора толщина канавки может меняться — быть шире или уже. Работы осуществляются при помощи дополнительного набора резаков, стамесок, заточенных под самыми разными углами.
Чтобы добиться четкой линии, без сколов, срезов необходима твердая рука и остро заточенный инструмент. Обычно по контору орнамента проходят одним заходом, при этом необходимо соблюдать угол наклона лезвия. В этом случае глубина выемок будет единая, что придаст рисунку отчетливости и точности.
Плоскорельефная резьба
Представляет собой более развитый контурный тип резьбы. В этом случае края элементов дополнительно обрабатываются, создавая некую иллюзию рельефа. Но в конечном итоге высота рельефа соответствует глубине фона. Основными мотивами для такого метода выполнения является растительный орнамент, изображения животных. Сложность воспроизводимого рисунка определяет количество инструментов. В отдельных случаях мастера используют до 60 стамесок, резаков, ножей различных размеров и профилей.
Первоначальные работы схожи с контурной техникой, но здесь дальнейшее выполнение орнамента основывается на обработке краев контура, условно которых существует 3 подвида:
резьба с завальными контурами. Как следует из названия края элемента заваливают, то есть закругляют. Только каемка канавки со стороны орнамента заваливается слегка, а со стороны фона – немного сильнее. Такая резка образует интересную игру светотени;
резьба с подушечным фоном. Край выемки, прилегающий к узору, закругляется, при этом фон выбирается почти отлого, образуя полукруглую выпуклость, напоминая взбитую подушку. Допускается небольшое снижение уровня всей плоскости по отношению к орнаменту;
резьба с подобранным фоном. Данный способ подразумевает полную выборку фона на равной глубине вокруг узора. Таким образом, создается впечатление, будто элемент носит накладной характер.
Прорезная резьба
На деревянной плоскости образует очень «легкий» орнамент, за счет отсутствия фона. Такую искусно сделанную резку можно назвать ажурной (от французского языка «сквозная»), так как готовое изделие напоминает кружева. Иногда заготовка крепится к деревянной или тканевой основе контрастных цветов, в таких случаях принято говорить о ней, как о накладном элементе.
Обычно для прорезей используют коловорот, мини-ножовку, лобзик и другие электроинструменты, например, дрель со сверлом или перьевой насадкой. Филигранная отделка производится ручным способом при помощи тех же резаков, стамесок, косяков.
Пропильная резьба не ограничена орнаментальными темами, здесь можно выполнить как простейшие геометрические фигуры, так изображения людей и животных. Ажурные элементы в сочетании с другими видами резьбы дают возможность создавать более сложную и эффектную художественную форму. Осуществить такую работу по силам мастеру высочайшего класса.
Хоть и домовая резьба различается по видам, но по отдельности она практически не используется. При изготовлении резного украшения применяются различные приемы и технологии. Рельефный узор плавно переходит в геометрические построения, а затем трансформируется в изящные кружева. Одна техника сменяет другую, гармонично переплетая сюжеты.
Как сделать наличники на окна
Несомненно, чтобы украсить окна изделиями собственного изготовления, необходимо иметь опыт столяра и хотя бы начальные навыки резьбы. Но, тем не менее, осуществить задуманное в более простом варианте вполне возможно, приложив максимум старания и желания.
Выбор породы древесины
Лес подбирается не только в зависимости от его «долгожительства», стойкости к различным погодным условиям. Данная характеристика сыграет не в пользу резчика, например, дуб и бук славятся своей твердой древесиной, но для выполнения резьбы они не подходят. Для создания даже самого простого, незамысловатого узора уйдет масса времени.
Для этих целей лучше брать березовые или сосновые доски, они конечно тверже, чем липовые или ольховые, но зато срезы получаются более аккуратными, а рельеф – четким. Древесина ореха идеально подходит для более тонкой ажурной резьбы, яблони и черешни – мелких накладных украшений.
Продлить срок эксплуатации помогут специальные пропитки, лаки, подчеркнуть натуральную текстуру можно морилкой. А вот скрываются очевидные дефекты обыкновенной краской, обычно белого или небесно-голубого цвета.
Основные положения
В зависимости от типа резьбы и сложности выбранного орнамента потребуется либо минимум инструмента, либо полный его набор. Отталкиваться здесь следует только лишь от уровня мастерства или собственной уверенности в конечном результате.
Чертежи наличников на окна
Наибольшую популярность получила ажурная резьба, так как для ее выполнения не требуется особых навыков. К тому же испортить наличник практически невозможно. Ввиду простоты манипуляций, изготовление изделия по силам любому домашнему мастеру.
Совет: при отсутствии опыта узор следует подбирать без наличия мелких элементов и подробных деталей. Замысел рисунка должен быть различим с расстояния, к тому же для таких работ необходим тонкий инструмент, терпение и уйма времени.
Дерево – «живой» материал, оно дышит, поэтому узоры должны располагаться по возможности вдоль волокон, это поможет избежать растрескивания резьбы в дальнейшем. К такому плачевному результату могут привести тончайшие загибы и концовки орнамента.
Этапы работ
Для работ понадобится: дрель и сверла разного диаметра, лобзик ручной или электрический, наждачная бумага, олифа и непосредственно пиломатериал.
Обычно толщина заготовки составляет 30-40 мм, ширина – произвольная, здесь стоит отталкиваться от эстетических предпочтений. В классическом варианте этот параметр может находиться в диапазоне от 15 до 30 мм. Длина боковых досок равняется высоте окна, а длина верхней и нижней планки – его ширине.
Перед началом работ поверхность зачищается наждачкой до абсолютной гладкости. Затем необходимо подрезать заготовки для угловых соединений. Это может быть выполнено «в полдерева» или крепежом типа «шип-паз», такой метод подходит, если производится срез торцов доски под углом 45°.
Начинающим резчикам рекомендуется выбирать узоры, содержащие крупные отверстия и элементы. Если имеются художественные навыки, то орнамент наносится непосредственно на деревянную поверхность. В иных случаях понравившийся рисунок распечатывается на принтере с масштабом 1:1 и уже с помощью кальки переносится на пиломатериал.
В более упрощенном варианте подготавливается трафарет, с помощью которого осуществляется перенос узора на рабочую поверхность, таким образом, образуя повторяющийся рисунок. Это может быть простой цветок с 5-6 лепестками или разнообразные геометрические фигуры интересных, но несложных форм.
Отдельные элементы, которые подлежат выборке (удалению) для удобства заштриховываются или закрашиваются. Для ввода пилки электролобзика просверливаются отверстия в требуемых местах.
Работая с данным инструментом, не нужно прилагать усилия в надежде, что дело пойдет быстрее. Напротив, чрезмерное давление приведет к поломке пилки. Если прохождение полотна затруднено, то возможно оно просто затупилось.
При желании «кокошник» можно нарастить отдельно заготовленным элементом. Для крепления используется только синтетический клей. Таким же образом происходит фиксация «сережек» (висячих деталей) к нижней планке.
После того как все прорезы были осуществлены, их необходимо пройти наждачной бумагой. Пыль с изделия удаляется сжатым воздухом или строительным пылесосом. Подчеркнуть природную текстуру можно с помощью разогретой олифы. По желанию на наличник наносится краска.
Подобным образом изготавливается накладной вариант, где прорези осуществляются на доске толщиной 1 см, а затем приклеивается на более толстую основу. При таком варианте узор кажется более глубоким и объемным, тем более, если провести окраску верхнего или нижнего элемента своеобразного «бутерброда».
Для крепежа заготовок используются гвозди без шляпок. Но перед креплением рекомендуется на все стыки нанести клеевой состав для большей надежности. Применять шурупы для ажурных наличников не следует, тем самым можно повредить, сломать тонкую грань между элементами узора.
Чтобы кокошник не стал местом сбора талой или дождевой воды его следует устанавливать с небольшим уклоном. Визуально это будет незаметно, но при этом такая система водоотвода работает довольно эффективно.
Наличники на окна деревянного дома — это по своей сути искусство наших предков, золотой фонд национального наследия. Они поражают разнообразностью, несут в себе культуру многих времен. Деревянное зодчество, включая резные детали в нем, а именно наличники, коньки и так далее, давали возможность выразить таким способом чувства, эмоции человеку того времени.